Фоника

Фоника

ФО́НИКА (от греч. φωνή — звук) — звук. орг-ция худож. речи, а также раздел поэтики, ее изучающий; в узком смысле — один из 3-х осн. разделов стиховедения, то же, что эвфония и инструментовка. Поскольку звук. мат-л худ. речи ограничен (напр., в рус. языке ок. 44 фонем), в ней, как и в нехудож. речи, неизбежна повторяемость отд. звуков и звук. комплексов. Но, в отличие от последней, худож. речь упорядочивает этот мат-л, придавая ему эстетич. значимость, и устанавливает связи между ним и др. факторами поэтич. речи — лексикой, интонацией и пр. В стихотворных текстах звук. орг-ция речи проявляется наиб. отчетливо; отд. виды повторов канонизируются и формализуются в стихосложении (рифма и др.), др. остаются относит. свободными (Ф. в узком смысле) и являются дополнит, выразит, средством поэтич. речи. В разных нац. лит-рах и на разных этапах их развития требования к Ф. были различными и определялись поэтикой школ и направлений. Так, в античности считалось неблагозвучным столкновение гласных конца одного и начала др. слова (зияние); чередование гласных и согласных должно было быть подчинено чувству меры. Аналогичны представления о благозвучии в рус. классич. поэзии, к-рая обычно не допускала скопления согласных звуков; поэзия нач. 20 в., напротив, осознала такое скопление в качестве ощутимого звук. приема ("В небе, ржавее жести, / Перст столба / Встал на назначенном месте / как судьба", М. Цветаева). Как и поэтич. речь в целом, Ф. обусловлена особенностями яз. и традицией, определяющими потенциальные возможности звук, сочетаний и предпочтительную реализацию этих возможностей. Несмотря на различие фонетич. особенностей разных яз., в основе Ф. как способа орг-ции звук, стороны худож. речи лежат общие принципы повторов фонем с установкой на гармонию или контраст. Термин "звук. повторы" был введен в поэтику О. М. Бриком. Осн. виды звук, повторов различают: 1) по характеру звуков — ассонансы (повторы гласных), аллитерации (повторы согласных); 2) по кол-ву звуков — повторы двойные, тройные и т. д., простые и сложные (последние предполагают повтор группы звуков), полные и неполные (повтор части звукосочетания); 3) по расположению звуков в повторе (порядок их может быть прямым, обратным и т. д.); 4) по расположению повторов в б. объемных единицах текста — словах, стихах, предложениях — анафора (повтор эл-тов в нач. каждого ряда), эпифора (повтор в кон. каждого ряда), а также их сочетания — стык (повтор в кон. 1-го и в нач. 2-го ряда) и кольцо (повтор в нач. 1-го и в кон. 2-го ряда). Объем звук. комплексов в данной типологии не учитывается (от повтора отд. звука до целого предложения). Система повторов характеризуется: 1) подбором присутствующих или отсутствующих в тексте звуков; 2) взаимным расположением звуков по сходству или по контрасту; 3) по сходству звуков, к-рое может быть полным (напр., аллитерация на "р", ассонанс на "у") или неполным (аллитерация на губные согласные, ассонанс на закрытые гласные). Семантич. функция фонич. системы в худож. целом может осуществлять себя с разной степенью конкретности: 1) ономатопея — воспроизведение звук. особенностей явлений действительности подбором слов с однородными звуками ("А море бухало о буты бухты, / Мы были будто бунт против бунта!", Е. Евтушенко); 2) звукоподражание — имитация внеязыковых звуков с помощью звуков яз. ("Трах-тарарах-тах-тах-тах! / Вскрутился к небу снежный прах", А. Блок); 3) "звук. символизм" имеет обычно индивид. для поэтики школы или отд. автора характер. Может быть осознанным, сформулиров. и сознательно провед. принципом (напр., у К. Бальмонта, отчасти у М. Ломоносова) или быть локальным, не распространяясь на др. тексты данного автора ("Брожу ли я вдоль улиц шумных", А. Пушкин). Неоднократно возникавшие в лит-ре концепции звукосимволизма обусловлены объективно существующей у носителей яз. психологич. связью звуков с б. или менее определ. эмоц. впечатлением ("у" — звук "грустный" и т. д.); 4) звук. ассоциации — подбор звуков с целью вызвать ассоциацию с тематич. "ключевым" названным или неназванным словом. В стихотв. речи Ф. может играть конструктивную роль, "звук. задание" (связи слов по наличию одинаковых звуков), при этом преобладает над естеств. язык. связями (напр., в поэзии символистов, кубо- и эгофутуристов). В классич. стихе Ф., как правило, подчинена общему стилистич. заданию и не имеет самостоят, значения.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Фоника" в других словарях:

  • ФОНИКА — (греч., от phone звук). Учение о тонах, о слухе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФОНИКА греч., от phone, звук. Учение о звуках. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • фоника — и, ж. phonique adj. <гр. Звуковая организация поэтической речи; вообще звуковая сторона речи. БАС 1. Акустика или фоника .. < древнееврейского> наречия поразила меня. Вельтман Странник. По былинному величавый образ нашел идеальное… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Фоника — отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию. При широком толковании термина Ф. в последнюю включается и учение о стихотворной ритмике. Однако более обычным и более четким является ограничение понятия Ф. изучением сочетаний гласных и… …   Литературная энциклопедия

  • ФОНИКА — (от греческого phone звук) (эвфония), 1) звуковая организация речи (преимущественно стихотворной), особенно в тех ее элементах, правила повтора которых не канонизованы (как в случае метра или рифмы), а именно: звуковые повторы, звукоподражание,… …   Современная энциклопедия

  • ФОНИКА — (от греч. phone звук) (эвфония) ..1) звуковая организация речи (преимущественно стихотворной), особенно в тех ее элементах, правила повтора которых не канонизованы (как в случае метра или рифмы), таковы звуковые повторы (и др. виды звуковой… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ФОНИКА — ФОНИКА, фоники, мн. нет, жен. (от греч. phone звук) (линг.). Звуковая сторона, звуковой состав речи; то же, что фонетика во 2 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ФОНИКА — ФОНИКА, и, жен. (спец.). Звуковая организация художественной речи. Ф. стиха. | прил. фонический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Фоника — ФОНИКА, см. Стихосложение. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч. ред. совет изд ва Сов. Энцикл. ; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В.,… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Фоника — (от греческого phone звук) (эвфония), 1) звуковая организация речи (преимущественно стихотворной), особенно в тех ее элементах, правила повтора которых не канонизованы (как в случае метра или рифмы), а именно: звуковые повторы, звукоподражание,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Фоника — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Фоника …   Википедия

  • Фоника — (от греч. phone – звук)         звуковая организация художественной речи, а также отрасль поэтики, её изучающая. Звуковой материал, которым располагает художественная речь, задан ей самим языком; он всегда ограничен (например, в рус. языке всего… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»